Языки преподавания
Языки преподавания: русский. На других языках преподавание не ведется.
Образовательные программы по видам спорта
Вид спорта |
Срок реализации |
Айкидо, волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, каратэ, легкая атлетика, шахматы |
7-8 лет |
Танцевальный спорт |
3 года |
Оздоровительная аэробика |
1 год |
Наполняемость групп по этапам подготовки и отделениям по видам спорта
Наименование групп |
Отделение единоборств |
Отделение индивидуальных видов спорта |
Отделение игровых Олимпийских видов спорта |
Отделение футбола |
||||||
кол-во групп |
кол-во уч-ся |
кол-во групп |
кол-во уч-ся |
кол-во групп |
Кол-во уч-ся |
кол-во групп |
Кол-во уч-ся |
|||
Спортивно-оздоровительная |
- |
- |
5 |
95 |
3 |
50 |
8 |
125 |
||
Начальной подготовки 1 года |
12 |
190 |
8 |
133 |
13 |
213 |
9 |
150 |
||
Начальной подготовки 2 года |
7 |
111 |
5 |
83 |
4 |
64 |
4 |
66 |
||
Начальной подготовки 3 года |
5 |
85 |
4 |
58 |
4 |
70 |
4 |
69 |
||
Учебно- тренировочная 1 года |
4 |
67 |
3 |
43 |
2 |
30 |
2 |
35 |
||
Учебно- тренировочная 2 года |
1 |
18 |
1 |
18 |
- |
- |
- |
- |
||
Учебно- тренировочная 3 года |
2 |
34 |
4 |
61 |
4 |
58 |
3 |
49 |
||
ИТОГО: |
31 |
505 |
30 |
491 |
30 |
485 |
30 |
494 |
||
ВСЕГО: 121 группа, 1975 обучающихся.
Тренеры-преподаватели – 37 человек, из них 9 совместителей.
Образовательные программы по видам спорта
|
Программа развития
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа «Старт»
г. Владивостока»
Владивосток
2016-2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
№№ |
Наименование раздела |
страница |
1. |
Пояснительная записка |
3-4 |
2. |
Паспорт программы |
5-8 |
3. |
Информационно-аналитическая справка |
9-11 |
4. |
Социальный заказ ДЮСШ «Старт» |
12-13 |
5. |
Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика учебно-тренировочного процесса |
14-19 |
6. |
Проблемно-ориентированный анализ состояния ДЮСШ |
20-22 |
7. |
Модель развития школы |
23-26 |
8. |
План действий по реализации программы |
27-28 |
9. |
Создание условий по реализации программы |
29-44 |
10. |
Управление реализацией программы |
45 |
1.Пояснительная записка
Программа представляет собой нормативный и управленческий документ и включает в себя социально-педагогический анализ состояния детско - юношеского спорта в городе, задачи и направления развития в МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» на ближайшую перспективу (2016 - 2020 г. г.), прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в современных социально - экономических условиях. Программа разработана на основе анализа состояния детско-юношеского спорта, с целью определения дальнейших стратегических направлений физической культуры, спорта и здорового образа жизни детей и юношества г. Владивостока.
Данная программа развития разработана на основании Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», приказа Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 03.04.2009 № 157 «Об утверждении содержания этапов многолетней спортивной подготовки спортсменов».
Программа определяет и открывает перспективы развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Старт» г. Владивостока» на период до 2020 года, совершенствования целенаправленной педагогической, методической и управленческой деятельности всех работников ДЮСШ «Старт». Программа соответствует действующему законодательству Российской Федерации, не противоречит Уставу учреждения, лицензии на образовательную деятельность, адаптирована к конкретным условиям ДЮСШ «Старт».
Особая цель деятельности МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» видится в создании нормативно-правовых, организационно-педагогических, научно-методических условий, обеспечивающих функционирование и развитие ДЮСШ в интересах личности обучающихся, в расширении сферы деятельности, основанной на социальном партнерстве с другими образовательными учреждениями и организациями города в области дополнительного образования.
Для реализации цели и отслеживания результатов нами разработана программа развития МБОУ ДО «ДЮСШ «Старт» г. Владивостока».
Программа рассчитана на детей преимущественно с 6 до 18 лет.
Срок реализации программы: 5 лет.
Сегодня дополнительное образование в науке и практике все более определенно начинает рассматриваться как неотъемлемая составная часть системы образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей в том направлении деятельности, которое ребенок выбирает сам.
Важнейшим звеном в становлении и развитии детско-юношеского спорта, его базовой основой в системе образования были и остаются детско-юношеские спортивные школы.
Спортивная школа как учреждение дополнительного образования призвана решать следующие задачи:
- способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству обучающихся;
-формировать здоровый образ жизни;
- способствовать развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей обучающихся, достижению ими уровня спортивных успехов, соответствующих их способностям.
Спортивная школа осуществляет работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и физическое развитие. Необходимо отметить, что ДЮСШ привлекает учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказывает всестороннюю помощь образовательным учреждениям в организации методической и массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. В процессе систематических занятий спортивная школа выявляет способных детей и подростков для привлечения их к специализированным занятиям спортом в училищах олимпийского резерва, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва.
2.Паспорт программы
Программа |
Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Старт» г. Владивостока» на 2016 – 2020 г. г. |
Основания для разработки программы |
При разработке программы были учтены особенности социокультурной ситуации города, контингента обучающихся, уровень квалификации тренеров-преподавателей дополнительного образования, материально-техническая база ДЮСШ «Старт». |
Цель программы |
Создание условий, необходимых для физического развития и воспитания обучающихся г. Владивостока; развития массовости физической культуры и спорта, согласно потребностям, склонностям, интересам, способностям учащихся, социального заказа родителей; формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни, духовно-нравственных качеств, мотивации к достижению высоких спортивных результатов. |
Задачи программы |
|
Основные направления программы |
|
Сроки реализации программы |
2016 – 2020 г. г. |
Источники финансирования Программы |
Бюджетные средства; спонсорские средства. |
Руководитель Программы |
Присекина Любовь Алексеевна - директор МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Старт» г. Владивостока». |
Исполнители Программы |
1. МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Старт» г. Владивостока». 2. Муниципальный орган управления образованием (по согласованию). 3. Общественные организации. |
Ожидаемые конечные результаты: |
• улучшение состояния здоровья детей, подростков и учащейся молодежи; • повышение качества организации и проведении массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и подростками; • установление контактов с общественными организациями, которые занимаются проблемами сохранения и укрепления здоровья и научно-методическим обеспечением в этой области; • проведение совместных мероприятий, взаимных посещений, семинаров и др. силами всех социальных институтов города; • позитивная динамика образовательных результатов, личностного роста обучающихся; • работа педагогического коллектива по повышению квалификации и создание условий для самореализации и творческого профессионального роста работников;
Тенденция:
|
Контроль за исполнением программы |
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Её корректировка осуществляется ежегодно в соответствии с результатами анализа её выполнения, на основе решений |
3. Информационно-аналитическая справка МБОУ ДО ДЮСШ «Старт»
Детско-юношеская спортивная школа «Старт» открыта 1 октября 1972 года. ДЮСШ имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности № 610 от 23 сентября 2011 года, лицензию на осуществление медицинской деятельности № ФС-25-01-000952 от 08.02.2011 года, свидетельство о государственной аккредитации № 1104 от 28 августа 2003 года Департамента образования и науки Приморского края и действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации г.Владивостока № 1973 от 21.07.2011 года и муниципального задания на оказание муниципальной услуги дополнительного образования детей.
В оперативном управлении ДЮСШ находятся помещения по адресам:
ул. Зои Космодемьянской, 15 (спортивный зал для занятий аэробикой, зал единоборств), ул. Талалихина, 3 (спортивный зал для занятий аэробикой), ул. Часовитина, 27 (2 зала для проведения каратэ, айкидо), а также имеется шахматный клуб по ул. Борисенко 60, ул. Олега Кошевого, 26-а (1-ый этаж – отделение футбола, 2-ой этаж – администрация).
Культивируемые виды спорта: айкидо, аэробика, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, каратэ, танцевальный спорт, футбол, шахматы, теннис.
МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» сотрудничает согласно договорам с образовательными учреждениями г. Владивостока в порядке предоставления спортивных залов и стадионов на безвозмездной основе: с МБОУ СОШ № 21, 32, 33, 35, 41, 45, 50, 54,59, 62, 74, 53, 58, 64, 80, 26, 17 и МДОУ № 80, 38, 60.
Идейный замысел программы в поэтапной реализации путей обновления структуры и содержания работы в ДЮСШ, совершенствования учебно-тренировочного процесса, укрепления материально-технической базы.
I – й этап (2016- 2017 г. г.) – Становление системы работы, определение стратегии и принципов реализации программы (разработка концепции и модели развития ДЮСШ).
II – й этап (2018 – 2019 г. г.) – Внедрение модели развития, активизация работы за счет внутренних резервов и внешних связей.
III – й этап (2019-2020 г. г.) – Анализ деятельности, подведение итогов, новые перспективы.
Структура программы включает две основные части:
- Анализ деятельности ДЮСШ с момента становления (02.09.2015) по настоящее время.
- Практические ориентиры - ведущие направления развития ДЮСШ представленные в основных образовательных проектах Программы (Модели развития)
Количественный и качественный состав педагогических работников МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» на 01.01.2016 г.
Административные работники и специалисты |
||
Директор |
1 |
|
Заместитель директора |
2 |
|
Заведующие отделами |
4 |
|
Инструктор-методист |
2 |
|
Квалификационная категория |
Высшая категория |
0 |
1 категория |
0 |
|
2 категория |
0 |
|
Образование |
Высшее |
9 |
Среднее специальное |
0 |
|
Без образования |
0 |
|
Тренерский состав |
||
Тренер-преподаватель |
37 |
|
Совместители |
8 |
|
Квалификационная категория |
Высшая категория |
15 |
1 категория |
7 |
|
Соответствие занимаемой должности |
15 |
|
Образование |
Высшее |
30 |
Среднее специальное |
6 |
|
Среднее |
1 |
|
Возраст педагогических работников |
||
До 35 лет |
15 |
|
35 лет и старше |
22 |
Исходя из анализа кадрового состава можно сделать вывод, что школа обладает педагогически зрелым и достаточно квалифицированным педагогическим потенциалом и в состоянии качественно решать задачи развития школы.
Количественный и качественный состав учащихся МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» на 01.01.2016 г.
Учебные группы |
по состоянию на 01.01. 2016 г. |
СОГ |
24 |
ГНП |
71 |
УТГ |
26 |
Количество групп |
121 |
Количество учащихся |
1 975 |
Мальчиков |
1362 |
Девочек |
613 |
Возраст |
|
Дошкольники |
90 |
5-9 лет |
360 |
10-14 лет |
1 335 |
15-17 лет |
190 |
Старше 18 лет |
0 |
Численность занимающихся МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» по видам спорта
Виды спорта |
Численность занимающихся (по состоянию на 01.01.2016 г.) |
Футбол |
479 |
Каратэ |
263 |
Гандбол |
242 |
Айкидо |
240 |
Шахматы |
179 |
Легкая атлетика |
129 |
Спортивная аэробика |
125 |
Волейбол |
109 |
Баскетбол |
104 |
Танцевальный спорт |
78 |
Теннис |
27 |
ВСЕГО |
1975 |
4.Социальный заказ МБОУ ДО ДЮСШ «Старт»
Школа выполняет свою социальную роль, исходя из определенных педагогическим коллективом целей, задач, видов деятельности и требований законодательства к системе дополнительного образования спортивной направленности.
МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» функционирует на основе социального заказа государства, общества, семьи с учетом интересов и потребностей личности.
Социальный заказ государства:
- Обеспечить детей дополнительным образованием.
- Обеспечить необходимыми условиями для личностного развития детей.
- Сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.
- Создать условия для систематических занятий спортом.
- Привлекать детей, подростков и молодежь к ведению здорового образа жизни, к занятиям спортом.
Социальный заказ семьи:
- Занять свободное время детей деятельностью, направленной на развитие их способностей, укрепление здоровья.
- Сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
- Профилактика асоциального и дезадаптивного поведения детей.
Социальный заказ детей:
- Обеспечение доступности для занятий любимым видом спорта.
- Общение в группах по интересам.
- Достижение в выбранном виде спорта побед на соревнованиях различного уровня.
Социальный заказ педагогов:
- Удовлетворение профессиональных потребностей (возможность заниматься избранным видом деятельности).
- Повышение квалификации, мастерства по своему направлению.
- Удовлетворение материальных потребностей.
Социальный заказ для учреждений дополнительного образования:
- Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи.
- Повышение уровня их физической подготовки.
- Умение работать в команде.
- Заказ на физически здорового работника.
Ожидаемые результаты:
- Сохранение и укрепление здоровья и физического развития обучающихся, снижение заболеваемости.
- Высокий уровень физического развития и функционального состояния обучающихся, формирование здорового образа жизни обучающихся МБОУ ДО ДЮСШ «Старт».
- Физическое совершенство выпускников школы.
- Обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий обучающихся.
- Увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое профессиональное обучение.
- Устойчивость интереса к учебно-тренировочным занятиям.
- Наличие спортивного результата обучающихся.
- Совершенствование учебно-тренировочного процесса для успешного и результативного прохождения многолетнего этапа.
- Устойчивая удовлетворенность детей психологическим климатом в коллективе, условиями, содержанием, организацией деятельности и др.
- Высокий уровень социализации обучающихся (социальной грамотности, активности, устойчивости).
- Высокий уровень нравственности обучающихся (культура поведения и построение отношений).
- Формирование у молодого поколения гражданского патриотического мировоззрения и активной жизненной позиции.
- Повышение качества организации и проведении массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и подростками.
- Улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных эффективно использовать традиционные формы, средства и методы, развивать и создавать новые.
- Повышение уровня обеспеченности учащихся спортивным инвентарем и оборудованием, физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями.
- Снижение уровня безнадзорности и профилактика правонарушений.
5.Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика учебно-тренировочного процесса
МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» выполняет функции программно-методического, информационного и организационного обеспечения учебно-тренировочного процесса в системе дополнительного образования , а именно:
- физическая и спортивная подготовка обучающихся – детей, подростков и молодежи;
- формирование общей культуры обучающихся;
- организация работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых спортсменов среди детей и подростков, а так же создание условий для спортивного совершенствования перспективных обучающихся для достижения высоких спортивных результатов;
- создание условий личностного, интеллектуального и физического развития, профессионального самоопределения, организация качественного содержательного досуга детей и подростков;
- организация разработки содержания, методики и новых образовательных технологий для учащихся по физкультурно-спортивной направленности;
- осуществление методической деятельности, направленной на повышение квалификации педагогических работников ДЮСШ;
- разработка учебно-методических материалов, дополнительных общеобразовательных программ, пособий по физкультурно-спортивному профилю и их внедрение в практическую работу ДЮСШ;
- обеспечение техники безопасности при проведении учебных занятий и различных мероприятий;
- организация и проведение спортивно-массовых мероприятий.
Комплектование в ДЮСШ производится ежегодно: начинается в мае и заканчивается 10 сентября текущего года. В ДЮСШ принимаются дети, допущенные к занятиям врачом; в соответствии с возрастом и программными требованиями.
Поступающие в ДЮСШ учащиеся представляют документы согласно регламенту предоставления услуги «Зачисление в образовательное учреждение».
В ДЮСШ «Старт» принимаются дети преимущественно от 6 до 18 лет, изъявившие желание заниматься дополнительным образованием по общеобразовательным программам физкультурно-спортивной направленности.
Обучение детей и подростков в МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» бесплатное, запись происходит по желанию родителя или ребенка, поэтому контингент детей очень разнообразен, национальность и социальное положение не имеют значение. Тренеры-преподаватели обучают детей разного интеллектуального и физического уровня, здоровых и ослабленных, используя индивидуальный подход к каждому ребенку.
Содержание деятельности МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» обеспечивает условия для самосовершенствования личности, творческого развития, формирования здорового образа жизни, развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств, достижения спортивных успехов сообразно способностям.
МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки. Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта проводятся в соответствии с годовым учебным планом. По учебному плану занятия учебных групп первого года обучения начинаются не позднее 15 сентября. Второго и последующих годов обучения не позднее 10 сентября. Заканчиваются занятия не позднее 30 июня. Учебно-тренировочные занятия в спортивной школе «Старт» проводятся по дополнительным общеобразовательным программам, принимаемым и реализуемым ДЮСШ «Старт» самостоятельно или на основе типовых программ дополнительного образования по обучению детей с учетом запросов обучающихся, потребностей семьи, социально-экономических условий и национально-культурных традиций.
Определение уровня освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ проводится по мониторингу образовательных и воспитательных результатов. Перевод обучающихся по годам обучения на всех этапах многолетней подготовки осуществляется при условии положительной динамики спортивных показателей и освоении программы соответствующего года и этапа подготовки и основан на выполнении контрольно-переводных нормативов в конце учебного года. Обучающиеся, не освоившие дополнительную общеобразовательную программу предыдущего уровня, могут, по их желанию, повторить обучение на следующий год. Отдельные спортсмены, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, но выполнившие нормативные требования по уровню спортивной подготовки, могут переводиться досрочно (в том числе и в течение учебного года) в группы, соответствующие уровню спортивной подготовки обучающихся. При этом они осваивают программу и сдают нормативы по общей физической подготовке в соответствии с их возрастом (по индивидуальному плану). Досрочный перевод таких обучающихся осуществляется приказом директора по ДЮСШ на основании решения педагогического совета школы при персональном разрешении врача.
Продолжительность обучения согласно общеобразовательным программам ДЮСШ «Старт» составляет от одного года и более и зависит от времени поступления детей. Обучение ведется в течение всего учебного года, а также может проводиться в каникулярное время. В летний период школа начинает в установленном порядке работу спортивно-оздоровительного лагеря. Расписание тренировочных занятий составляется администрацией ДЮСШ по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях, пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Теоретические и тематические занятия направлены на приобретение обучающимся знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у обучающихся сознания и убеждённости в необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом.
Максимальный режим учебно-тренировочной работы в неделю:
- спортивно-оздоровительный (весь период) – до 6 часов;
- начальной подготовки 1 года обучения – 6 часов;
- начальной подготовки 2 года обучения – 9 часов;
- учебно-тренировочный 1 года обучения – 12 часов;
- учебно-тренировочный 2 года обучения – 14 часов;
- учебно-тренировочный 3 года обучения – 16 часов;
- учебно-тренировочный 4 года обучения – 18 часов;
- учебно-тренировочный 5 года обучения – 20 часов;
- спортивного совершенствования – 24 часа.
Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода задач и подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанным режимом работы, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%.
Максимальная продолжительность одного занятия зависит от этапа спортивной подготовки.
Учебные группы всех отделений закрепляются за тренерами-преподавателями на весь период обучения.
Основными формами организации учебно-тренировочного и образовательного процесса являются:
- учебно-тренировочные занятия;
- теоретические и тематические занятия;
- медико-восстановительные мероприятия, медицинский контроль;
- работа по индивидуальным планам;
- тестирование и методический контроль;
- участие в соревнованиях, матчевых встречах;
- участие в учебно-тренировочных сборах в условиях спортивно-оздоровительного лагеря;
- судейская и инструкторская практика.
Учебные нагрузки обучающихся устанавливаются в соответствии с нормами предельно допустимых нагрузок, определенных рекомендациями органов здравоохранения.
Подготовка обучающихся в спортивной школе предполагает длительный и многолетний период. На протяжении всего периода обучения в спортивной школе обучающиеся проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.
Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
- постепенный переход от обучения приема и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических возможностей;
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным;
- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
- увеличение объема тренировочных нагрузок;
- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных спортсменов.
Каждый тренер-преподаватель ставит определенные цели для своих воспитанников на этапах подготовки и планирует, кто из воспитанников и в какие сроки может показать определенный результат и выполнит спортивный разряд. Присвоение разрядов производится на основании спортивных результатов, отвечающих Единой Всероссийской квалификации по видам спорта.
Особенности этапов обучения в МБОУ ДО ДЮСШ «Старт»:
Спортивно-оздоровительный этап (1 – 10 лет). Минимальная наполняемость группы – 15 человек, максимальный количественный состав группы – 20 человек. Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 6 часов в неделю.
На данном этапе закладывается стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта; закладывается основные знания в области гигиены и первой медицинской помощи; закладываются теоретические основы физической культуры и навыков самоконтроля. На данном этапе дети могут находиться для поддержания здоровья до 10 лет.
Главная задача СОГ – воспитание интереса к спорту, развитие физических качеств.
Этап начальной подготовки (3 года)
- Первый год обучения: минимальная наполняемость группы – 15 человек, максимальный количественный состав группы – 20 человек. Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки – до 6 часов в неделю.
- Второй год обучения: минимальная наполняемость группы – 12 человек, максимальный количественный состав группы – 20 человек. Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 9 часов в неделю.
- Третий год обучения: минимальная наполняемость группы – 12 человек, максимальный количественный состав группы - 20 человек. Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 9 часов в неделю.
На этапах начальной подготовки принимаются желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.
На данном этапе формируется стабильность состава обучающихся, стойкий интерес к занятиям спортом; выявляется уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта; наблюдается динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся и уровень освоения основ техники в избранном виде спорта;
Главная задача ГНП – формирование базовой технической и физической подготовки, воспитание соревновательных качеств.
Учебно-тренировочный этап (5 лет)
- Первый год обучения: минимальная наполняемость группы - 10 человек, максимальный количественный состав группы – 20 человек, максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки – до 12 часов в неделю.
- Второй год обучения: минимальная наполняемость группы – 10 человек, максимальный количественный состав группы – 20 человек, максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 14 часов в неделю.
- Третий год обучения: минимальная наполняемость группы – 10 человек, максимальный количественный состав группы – 16 человек, максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 16 часов в неделю.
- Четвертый год обучения: минимальная наполняемость группы- 10 человек, максимальный количественный состав группы – 16 человек, максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 18 часов в неделю.
- Пятый год обучения: минимальная наполняемость группы – 10 человек, максимальный количественный состав группы – 16 человек, максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 20 часов в неделю.
На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются только здоровые спортсмены, прошедшие более одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.
Это этап углубленной профессионально ориентированной программы. Из числа обучающихся учебно-тренировочного этапа формируются команды для подготовки к соревнованиям различного уровня. На этой ступени большое внимание уделяется инструкторской и судейской практике.
Главная задача – формирование специальной физической и технико-тактической подготовки, активная соревновательная деятельность, выполнение спортивных разрядов.
Для осуществления диагностики развития обучающихся предусмотрены контрольные нормативы, которые являются и переводными. Тестирование проводится дважды в год (октябрь, май). Обучающиеся в группах проходят тестирование не только по общефизической подготовке, но и выполняют специальные упражнения или комбинации технических элементов в соответствии со специализацией и программам по видам спорта.
Этап спортивного совершенствования
- Период обучения до года: минимальная наполняемость группы- 10 человек, максимальный количественный состав группы – 14 человек, максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 24 часа в неделю.
- Период обучения свыше года: минимальная наполняемость группы- 10 человек, максимальный количественный состав группы – 12 человек, максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки не может превышать 28 часов в неделю.
На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие первый спортивный разряд и звание в кандидаты мастера спорта.
Главная задача этого этапа – достижение высокой технической и тактической подготовленности на основе индивидуализации мастерства; достижение стабильности при выполнении действий в сложной соревновательной обстановке; подведение подготовленности юниоров к модельным требованиям спортсменов высших разрядов; выход на уровень высшего спортивного мастерства.
6. Проблемно-ориентированный анализ состояния ДЮСШ
Проблемно-ориентированный анализ, проведенный в школе выявил ряд ключевых проблем, которые необходимо решать при переводе ее в новое состояние в разрезе программы развития на 2016-2020 г. г. Определение проблем рассматривалось в контексте стратегического планирования как разрывов между достигнутыми результатами школы и требуемыми, желаемыми в будущем. Выявление значимых для школы проблем происходило посредством процедуры экспертной оценки и группового обсуждения, в которых приняли участие тренеры-преподаватели и администрация школы.
№ |
Проблема |
Причина возникновения |
Решение проблемы |
1. |
Кадровое обеспечение |
1.Нехватка квалифицированных тренеров-преподавателей. 2. Ограниченные возможности карьерного роста. |
1. Сотрудничество с профильными ВУЗами города и края. 2. Привлечение большего числа специалистов. |
2. |
Программно-методическое обеспечение |
1. Недостаточный уровень методического обеспечения педагогического процесса. 2.Недостаточная организация подготовки и обучения методических работников физкультурно-спортивной направленности. 3. Недостаток денежных средств. |
1. Сотрудничество с другими образовательными учреждениями, в том числе спортивными школами, федерациями. 2. Профессиональный рост педагогических работников. 3. Создание системы информационного обеспечения педагогического процесса. 4. Систематическое пополнение информационного банка ДЮСШ. |
3. |
Материально-техническое обеспечение |
1. Отсутствие бюджетных средств. 2. Недостаточная оснащенность мультимедиа и компьютерной техники. 3. Недостаточность средств на проведение ремонтных работ. |
1.Привлечение бюджетных средств. 2. Привлечение спонсорских средств. |
В последние годы произошли позитивные сдвиги в развитии детско-юношеского спорта, но изменившиеся социально-экономические условия осложняют работу ДЮСШ. Проблем много: программно-методическое обеспечение, кадровое, материально-техническое, финансовое. Эти проблемы должны решаться не только конкретным учреждением, но и совместными усилиями всех заинтересованных организаций, ведомств, муниципальных образований.
Для этого необходимо:
- Сотрудничать с управлением по работе с муниципальными учреждениями образования г. Владивостока, с образовательными учреждениями разного уровня, в том числе со спортивными школами, управлением по физической культуре и спорту г. Владивостока, с Приморским краевым институтом развития образования.
- Повышать профессиональное мастерство педагогических работников.
- Создать и в дальнейшем совершенствовать систему методического и педагогического обеспечения
- Развивать и совершенствовать материально-техническую базу школы.
Задача – сохранить все, что накоплено в сфере детско-юношеского спорта, проанализировать реальную ситуацию, определить оптимальную образовательную политику, обогатить, развить, «осовременить» и наполнить её новым содержанием.
Кроме того, сегодня все еще остается острой проблема состояния здоровья населения и подростков в частности. Среди детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции: увеличилось количество подростков и молодежи, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и курением. Наблюдается снижение уровня физической подготовленности молодых людей, отсутствие потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом. Увеличился рост заболеваемости подростков по всем классам заболеваний, остается высокая доля учащихся и студенческой молодежи, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, вызывает как фактор национальной безопасности состояние здоровья призывников. Особое место в системе развития физической культуры и спорта в г.Владивостоке принадлежит ДЮСШ, подростковым клубам и объединениям.
Работа ДЮСШ направлена на разностороннее развитие личности, здоровьесберегающие технологии, овладение обучающимися основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер обучающихся, их эстетических представлений и потребностей.
7. Модель развития школы
Концепция развития спортивной школы «СТАРТ»
Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает занятиями все возрастные группы населения. От того, как развита инфраструктура физической культуры и спорта зависит здоровье населения, его молодого поколения, проведение досуга, а также достижение успехов нашего спорта на мировой арене.
Для укрепления здоровья, подготовки спортивного резерва и проведения досуга в Российской Федерации созданы различные организации и учреждения, одними из них являются спортивные школы, клубы физической подготовки, различного типа и ведомственной принадлежности.
Система дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, как один из институтов детства, созданный и существующий для детей, их обучения, воспитания и развития – является важнейшим звеном непрерывного образовательного процесса.
Сегодня к учреждениям дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности особо пристальное внимание. Они являются не только резервом большого спорта, его золотым фондом, но и надежной базой развития массового спорта, формирования здорового образа жизни, а также разностороннего развития личности ребенка. И наша школа не исключение.
Деятельность МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» направлена на:
- обеспечение детей качественным дополнительным образованием физкультурно-спортивной направленности;
- всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей;
- приобретение теоретических знаний и практических навыков в области спорта, гигиены и самоконтроля;
- формирование личностно-нравственных, моральных и волевых качеств.
Направления деятельности МБОУ ДО ДЮСШ «СТАРТ»
Ведущие направления МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» представлены в основных образовательных проектах (моделях развития). Всего в программе развития 9 проектов (моделей развития):
- «Физическое развитие детей для укрепления здоровья».
- «Здоровый образ жизни».
- «Развитие личности в спортивной школе».
- «Воспитательная работа: соревнования, беседы, каникулы».
- «Работа с родителями в спортивной школе».
- «Социальное партнерство ДЮСШ «Старт».
- «Методическая служба МБОУ ДО ДЮСШ «Старт».
- «Кадровое обеспечение».
- «Материально-техническая база школы».
Основные идеи развития спортивной школы
Ключевая идея развития школы:
создание такой модели обучения, которая позволила бы решить вопросы массового развития детского спорта, воспитания целенаправленного человека с высоким самосознанием, морально-волевыми качествами, психологически стойкой к условиям тренировок и спортивной борьбы.
Вспомогательные идеи:
- Развитие многофункционального методического кабинета с необходимым мультимейдийным и компьютерным оборудованием для улучшения качества образовательного процесса.
- Приобретение методической литературы.
- Содержание и ремонт помещений спортивной школы, находящихся в оперативном управлении.
- Оснащение учебно-тренировочного процесса необходимым спортивным оборудованием и инвентарём.
- Оснащение занятий музыкальным сопровождением.
Основные принципы, с помощью которых будет реализована программа
Процесс обучения в МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» строится с учетом интересов и потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, влияющих на формы и методы преподавания и обучения и предполагающих взаимодействие личностей тренера-преподавателя и обучающеося, основанное на следующих принципах:
Принцип комплексности – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Принцип преемственности – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
Принцип сотрудничества – предполагает создание условий для определения общих целей тренеров-преподавателей и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и сотрудничества.
Принцип целостности – предполагает организации образовательного процесса, отбор его содержания и средств таким образом, чтобы они были «сообразны» цели, находились в зависимости от нее, были в соответствии с поставленными задачами.
Принцип вариативности – предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направляемых на решение определенной педагогической задачи.
Принцип гуманизма – в центре внимания тренера-преподавателя и учреждения – личность ребенка, который стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыт для восприятия нового опыта, имеет право и способен на собственный выбор в различных жизненных ситуациях, может получить защиту и поддержку.
Принцип личностно-ориентированного подхода – выражается в уважении уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношение к ребенку как к субъекту собственного развития, опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующей личности, нацеливает педагога на изучение личности ребенка и организацию образовательного процесса на основе интересов и пожеланий детей.
Принцип индивидуализации – предполагает, что содержание обучения должно обеспечить учет особенностей каждого обучаемого и создание условий для индивидуального развития.
Принцип дифференциации – предполагает выстраивание учебно-тренировочного процесса на основе понимания качеств личности ребенка или группы детей, их возраста, степени подготовленности.
Важнейшим принципом является добровольный выбор ребенком вида деятельности, педагога по интересам в соответствии со своими желаниями и потребностями, создание ситуации успеха для каждого.
«Модель» выпускника МБОУ ДО ДЮСШ «СТАРТ»
Модель выпускника МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» подразумевает предполагаемый результат совместной деятельности учреждения и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник спортивной школы.
Основу модели выпускника МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» составляет система отношений личности к таким ценностям, как Человек, Труд, Общество, Знание, Искусство, Природа ,Здоровье, Мир. Данная система отношений имеет следующие ориентиры:
- Личность воспитанника выполняет интегрирующую роль в МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» (всестороннее развитие, выявление способностей и одаренностей, их развитие);
- Личность выпускника является основой для разработки целевых программ, проектов, с учетом воспитательно-образовательного процесса ДЮСШ;
- Модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, отражающая результативность образовательно-воспитательной среды.
Модель выпускника складывается из описания пяти основных потенциалов личности ребенка: духовного, познавательного, нравственного (ценностного), коммуникативного, физического.
Схематично модель выпускника выглядит следующим образом:
Подготовка: знания, умения, навыки, сформированные согласно избранному виду спорта.
Знания: теоретических основ по физическому воспитанию.
Умения: предвидеть конечный результат своей деятельности; адекватно оценивать свою деятельность; работа в нерегламентированном режиме; оперативно принимать ответственные решения.
Качества: способность к самосовершенствованию; инициативность; мобильность; коммуникативность; ответственность; креативность (оригинальность мышления); универсализм.
Опыт (по виду подготовки): участие в соревнованиях различного уровня; исполнение какого-либо должностного заведования; участие в работе секции.
Прогнозируемый результат: профессиональное самоопределение; поступление в училище олимпийского резерва, в ВУЗы.
8.План действий по реализации программы развития
Направления деятельности |
Планируемые действия по созданию необходимых ресурсов |
Ответственный |
Сроки |
Ожидаемый результат |
|||||||
Научно-методические |
Информационные |
Нормативно-правовые |
Материально-технические |
Финансовые |
Кадровые |
||||||
Цель: развитие образовательной системы школы, |
|||||||||||
Развитие массового |
Проведение тренерского совета. Разработка методических рекомендаций |
Тематические публикации |
Учебные планы. Дополнительные Положения спортивно- |
Приобретение спортивного |
Бюджет, |
Увеличение Переподготовка |
Администрация, |
2016-2020 |
Позитивная Полное обеспечение |
||
Создание условий для |
Проведение семинаров, тренерских Разработка и адаптация Разработка методических |
Пропаганда занятий |
Положения о соревнованиях. Создание проектов (моделей |
Приобретение спортинвентаря Содержание всех помещений. Приобретение информационно-методической литературы. |
Бюджет, |
Повышение |
Администрация, |
2016-2020 |
Повышение доли |
||
Снижение уровня |
Проведение семинаров, консультаций. Разработка и внедрение программ |
Пропаганда здорового |
Положения о мероприятиях |
Приобретение спортивного Стендов по пропаганде Приобретение |
Обучение, |
Тренеры-преподаватели |
2016-2020 |
Улучшение |
|||
Совершенствование системы |
Консультации, методические разработки и рекомендации |
Наглядная агитация по |
Положения о курсах |
Программа курсов. Приобретение Расширение компьютерной |
Увеличение |
Администрация |
2016-2020 |
Обеспечение |
9. Создание условий по реализации Программы
Проект «Здоровый образ жизни»
Здоровье народа – одно из основных богатств государства, одно из важнейших условий нормальной, полноценной, активной жизни и деятельности граждан.
Целью данного проекта является расширение возможностей для детей города систематическими занятиями физической культурой и спортом, а также оздоровление всех учащихся школы.
Задачи:
- формирование понятия о здоровом образе жизни;
- расширение возможностей для детей города и района систематическими занятиями физической культурой и спортом.
Решаются эти задачи за счет расширения сети групп начальной подготовки, спортивно-оздоровительных групп. На этих этапах многолетней спортивной подготовки происходит формирование у занимающихся стойкого интереса к систематическим занятиям, обучение основным двигательным навыкам, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, профилактика вредных привычек и правонарушений. Далее обучающиеся переводятся на учебно-тренировочный этап, где их готовят к выполнению объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.
Современный этап физкультурного движения характеризуется увеличением внимания к роли физической культуры и спорта в оздоровлении населения, снижении заболеваемости, организации активного отдыха.
Занятия физической культурой могут решать задачи профилактики заболеваний, обеспечить физическое благополучие. Физические упражнения частично могут решить проблемы и психологического благополучия человека, так как выполнение физических упражнений снимает активность со всех клеток мозга, кроме тех, которые отвечают за выполнение физических упражнений. Но главная задача физической культуры – физическое благополучие, то есть профилактика основных видов заболеваний.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального развития человека. Достигнуть физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.
Спорт, физические упражнения должны быть неотъемлемыми составляющими образа жизни.
В настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. В условиях нашего города со стороны ДЮСШ «Старт» в отношении подрастающего поколения должна вестись активная наступательная пропаганда здорового образа жизни. Обеспечение здоровья детей и подростков путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний является пассивным методом, не всегда и не в полной мере отвечающим современным представлениям о повышении и сохранении высокого уровня здоровья.
Реализация этого проекта позволит провести необходимую информационно-образовательную работу по формированию привлекательности имиджа здорового образа жизни среди детей и подростков.
Здоровье детей, с нашей точки зрения, категория педагогическая, так как оно либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается.
Здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социальная адаптация в значительной степени определяются условиями жизни ребенка в микросреде (семья, школа). Целенаправленная здоровьесберегающая деятельность в нашей спортивной школе осуществляется по следующим направлениям:
- обеспечение соответствия организации учебно-воспитательного процесса санитарно-гигиеническим требованиям и техники безопасности;
- строгое соблюдение режима тренировок, нормативов учебно-тренировочной нагрузки;
- обеспечение благоприятного психологического климата в детском коллективе, в спортивной школе;
- использование разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности обучающихся;
- обеспечение полноценного отдыха и условий для восстановления спортсменов после соревнований;
- осуществление врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;
- формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни;
- проведение мероприятий физкультурно-спортивной направленности;
- расширение социальных контактов с заинтересованными организациями и учреждениями.
Иначе говоря, сохранение физического здоровья обучающихся обеспечивается посредством развития всей системы физкультурно-оздоровительной, спортивной работы в ДЮСШ «Старт», создания рациональных условий организации учебно-воспитательного процесса, сохранение психологического здоровья – созданием психологического комфорта обучающихся, атмосферы доброжелательности для каждого ребенка, благоприятным социально-психологическим климатом в учебных группах и в школе.
Мероприятия:
- Беседы о здоровом образе жизни, цикл бесед о ЗОЖ.
- Дни Здоровья.
- Конкурс плакатов о ЗОЖ.
- Веселые старты – спортивные мероприятия между секциями.
- «Папа, мама, я – спортивная семья» - между родителями и детьми.
- Психологические тренинги-игры для саморегуляции личности в ситуации стресса и сохранения психологического здоровья человека.
- Цикл лекций «О правильном и здоровом питании».
- Первенство школы по культивируемым видам спорта.
- «Своя игра» - вопросы по ЗОЖ.
- Работа с трудными детьми и неблагополучными семьями.
- Родительские собрания на темы ЗОЖ.
Проект «Развитие личности в спортивной школе»
Тема развития личности в современных условиях актуальна для дополнительного образования . Развитие личности является приоритетным направлением работы педагогов.
Целью данного проекта является создание условий для самореализации личности, достижении успехов в том или ином виде спорта.
Задачи:
- Проведение исследований по изучению запросов и потребностей детей;
- изучение личности воспитанников, проникновение в психологию;
- медико – психолого-педагогическое сопровождение;
- врачебный контроль за обучающимися.
Формирование личности обучающихся ДЮСШ происходит в процессе активной деятельности в учебно-тренировочном, воспитательном, развивающем процессе через взаимодействие друг с другом, командой и социумом.
Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни – «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств – честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет юному спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Придя в спортивную школу, секцию юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив. И ребенок начинает осваивать новые социальные роли.
Ценностный потенциал спорта позволяет решать ряд воспитательных задач. Спорт – это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.
Проект «Воспитательная работа: беседы, соревнования, каникулы»
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм тренера-преподавателя способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Воспитательной работе уделяется огромное внимание, так как наши обучающиеся – это будущее нашей страны.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
Воспитательная работа на занятиях:
- развитие качеств личности, таких как целеустремленность, дисциплинированность, волевая саморегуляция, трудолюбие, настойчивость, правдивость, честность, самокритичность, требовательность к себе, общительность, отзывчивость, дружелюбие, чувство собственного достоинства;
- развитие приемов и способов самопознания:
- самонаблюдение (фиксация самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться);
- самоанализ (определение ошибок, выявление причины, постановка корректирующей цели). - Воспитательная работа на учебно-тренировочных сборах:
- развитие коммуникативных качеств: эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение выстраивать конструктивные отношения;
- оптимизация межличностных отношений;
- сплочение команды.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у обучающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера;
- высокая организация учебно-тренировочного процесса;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества.
Основные воспитательные мероприятия:
- торжественный прием вновь поступивших в школу;
- проводы выпускников;
- просмотр соревнований и их обсуждение;
- регулярное подведение итогов спортивной деятельности обучающихся;
- проведение тематических праздников;
- встречи с выпускниками школы, а так же спортсменами области;
- экскурсии, культпоходы в музей и на выставки;
- тематические беседы;
- трудовые сборы и субботники;
- оформление стендов.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у обучающихся понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы. Перед соревнованиями необходимо настраивать не только на достижение победы, но и на проявление морально-волевых качеств. Наблюдая за особенностями поведения и высказывания обучащихся, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.
В спорте заложены огромные возможности для самовоспитания, самосовершенствования, самоопределения. Участие в спортивных соревнованиях дает возможность человеку испытать самоудовлетворение при победе над своим соперником, достигнутой в процессе длительной подготовки, самоотверженного труда, огромными волевыми усилиями; возможность сравнить свои способности со способностями других людей, а также с теми способностями, которыми он сам располагал ранее. К тому же постоянно закладывается правильное отношение к состоянию своего организма, формируется положительная мотивация по соблюдению здорового образа жизни.
Воспитательная значимость спорта неоспорима. Именно спорт учит уважать решения невзирая на то, насколько они справедливы, именно потому, что они принимаются теми авторитетами в спорте – судьями, на которых и возложено принимать эти решения. Кроме этого, спорт является моделью социальных отношений, так как учит допускать противодействие и соперничество. Одновременно человек учится признавать законность результата, даже если его этот результат не удовлетворяет.
Спорт реализует богатые возможности для приобщения человека к миру прекрасного, для развития у него эстетических способностей во всем многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное – до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности. Он же формирует личность в процессе наблюдения за спортивным зрелищем, обладающим эстетическими качествами, а также во время занятий спортом и связанным с этим не только созерцанием эстетических ценностей, но и активном, творческом участии в разнообразных формах деятельности по их сознанию. Эстетический потенциал спорта как таковой нисколько не ступает другим элементам культуры, включая искусство.
Таким образом, нравственность в спорте представлена многообразием всех своих компонентов – нравственным сознанием, нравственными отношениями и нравственным поведением. Благодаря этому мы имеем возможность наблюдать различные проявления таких важнейших нравственных ценностей, как добро, справедливость, долг, честность.
Проект «Работа с родителями в спортивной школе»
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности коллектива ДЮСШ. Взаимодействие позволяет тренеру-преподавателю полнее раскрыть способности обучающихся, шире использовать их творческий потенциал, объединить воспитательные усилия на целевой интегрированной основе.
Взаимодействие ДЮСШ с семьей, детскими и юношескими общественными организациями – одно из направлений деятельности школы по созданию единого воспитательного пространства с целью воспитания активной, творческой личности.
Воспитательная система в ДЮСШ имеет большие возможности в содействии всестороннему развитию личности ребенка, поскольку эта система обладает такими свойствами как открытость, вариативность, гибкость, доступность, динамичность, постоянное развитие, психологическая комфортность. В ДЮСШ созданы условия, в которых личный и творческий потенциал ребенка получает возможность развития.
Целью проекта является взаимодействие школы и семьи; установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Поэтому семья признается равноценным партнером ДЮСШ в деле развития ребенка.
Одна из задач деятельности ДЮСШ – это установление партнерских отношений с родителями ради успешности конкретного ребенка, а, следовательно, как залог успешности ДЮСШ.
В настоящее время, когда дополнительное образование может и должно стать базой для формирования нравственного образа жизни семьи большое внимание уделяется свободному, творческому развитию личности, на основе свободного выбора. Помимо традиционных мероприятий – лекций, бесед, консультаций, посещения учебных занятий нами предполагается проведение совместных мероприятий: праздников, встреч, экскурсий, походов, а также мероприятий, направленных на наиболее полное выяснение и удовлетворение запросов родителей, детей, на повышение уровня педагогической культуры.
Основным направлением работы с семьей являются: психолого-педагогическое просвещение родителей, включение родителей в различные виды деятельности, осуществляемые в ДЮСШ. Каждый год в МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» проходят родительские собрания, темы которых выбирает тренер-преподаватель секции, в основном это:
- Организационное родительское собрание: знакомство со школой, её традициями, местом занятий; требования и правила посещения спортивной школы.
- Требования к учебно-тренировочному процессу.
- Здоровый образ жизни – гигиена спортивной деятельности: диета и питание, профилактика заболеваний, режим дня спортсмена, сон и отдых.
- Адаптация к спортивному режиму жизни.
- Роль семьи в воспитании здорового ребенка.
- О способностях к избранному виду спорта.
- Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
- Сбалансированная диета и дополнительные факторы питания.
- Организация и проведение спортивно-оздоровительных лагерей.
- О роли занятий спортом в период каникул.
- Итоговые родительские собрания по отделениям, по группам.
Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, оказывается консультативная помощь (по вопросам воспитания, учебно-тренировочному процессу).
Во всех отделениях планируется создать родительские комитеты, которые помогут в организации учебно-тренировочного процесса:
- приобретение спортивного инвентаря;
- сопровождение детей на соревнования и учебно-тренировочные сборы;
- организация и участие в школьных мероприятиях (праздники, походы, экскурсии).
Регулярно родители приглашаются на просмотр соревнований, учебно-тренировочных занятий, открытых занятий. Родители привлекаются к судейству соревнований с согласия тренера-преподавателя.
Для многих тренеров-преподавателей сотрудничество с родителями – это реальная необходимость. Родители выезжают на соревнования в другие города для оказания помощи тренеру.
Работа с родителями внутри ДЮСШ переносится на уровень создания единого воспитательного пространства города. Это проявляется в установлении как опосредованных, так и непосредственных контактов.
Коллектив ДЮСШ понимает, что именно родители могут сыграть активную роль, как в создании общественной поддержки, финансовой поддержки образовательно-воспитательной деятельности учреждения. А самое главное то, что именно родители заинтересованы в качественном образовании детей, готовы принимать активное участие в деле обучения и воспитания.
Проект «Социальное партнерство ДЮСШ «Старт»
Социальная активность образовательного учреждения является тем видом деятельности, к которому ДЮСШ «Старт» предназначена изначально. Поэтому целью данного проекта является расширение партнерских связей с районными, федеральными, муниципальными и государственными организациями и учреждениями, спортивными школами, клубами, объединениями, ассоциациями, федерациями, Вузами, коммерческими структурами.
Развитие социально-педагогической деятельности в социуме, используя кадровый потенциал и взаимодействуя с заинтересованными ведомствами и общественными организациями – одно из главных направлений в деятельности МБОУ ДО ДЮСШ «Старт». В связи с этим проводится работа по расширению и реконструкции взаимодействия спортивной школы в объемах, позволяющих удовлетворить образовательные и досуговые потребности детей, молодежи, родителей, общества.
Наше учреждение сотрудничает с:
1. Управлением по работе с муниципальными учреждениями образования г. Владивостока.
2. Управлением развития физической культуры и массового спорта администрации г. Владивостока.
3.Администрацией Первомайского района г. Владивостока.
- Департаментом по физической культуре и спорту Приморского края.
- Общеобразовательными учреждениями г. Владивостока (школами, детскими садами);
- Приморский краевой институт развития образования.
- Родители обучающихся.
- Общественными объединениями (краевые и городские спортивные федерации) Приморского края
Согласно договоров о совместной деятельности МБОУ предоставляют спортивные залы на безвозмездной основе для проведения образовательного процесса ДЮСШ.
МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» является важным фактором, объединяющим разные по характеру и сфере деятельности структуры в деле приобщения молодежи к занятиям физической культурой и спортом, пропаганде здорового образа жизни и положительно влияет на достижение обучающимися ДЮСШ высоких спортивных результатов.
Вместе с тем, необходимо отметить реально существующую потребность спортивной школы в разработке планов информационной поддержки своей работы для ее популяризации и улучшения уровня информативности родителей, детей, общественности, организаций-партнеров. Основой данной работы должна стать система составления и распространения небольших буклетов, листовок о спортивной школе, которые были бы предназначены для отдельных категорий и групп потребителей или для местного сообщества в целом.
Проект «Психолого-педагогическое сопровождение в спортивной школе «Старт»
Система психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки
- Проведение психодиагностики и подготовка объективной информации об особенностях личности и внутренних «ресурсах» человека.
- Разработка индивидуальных программ:
- психологической подготовки к ответственным соревнованиям.
- коррекции неблагоприятных состояний.
- Обучение приемам саморегуляции, концентрации, мобилизации , в том числе с использованием специальных компьютерных программ.
- Подбор тематической информации по значимым для спортсмена вопросам спортивной психологии, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития.
- Консультирование (очное или заочное):
- по вопросам спортивной психологии;
- по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не спортивных вопросов.
- На соревновательном этапе:
- «предстартовая» психологическая подготовка;
- психологическая поддержка во время проведения соревнований;
- совместный со спортсменом и тренером анализ полученного опыта побед и поражений после соревнований.
- Решение конфликтных ситуаций, возникающих на уровне:
- «спортсмен – спортсмен»;
- «спортсмен – команда»;
- «спортсмен – тренер».
- Прогнозирование спортивного результата на основе анализа ретроспективы индивидуальных рекордов.
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создание общей психической подготовленности к соревнованиям.
В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
- в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, развитием волевых качеств;
- в соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и к состязаниям;
- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции
Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
Проект «Методическая служба МБОУ ДО ДЮСШ «Старт»
Организация научно-методической работы является одним из важнейших направлений в программе развития МБОУ ДО ДЮСШ «Старт».
Целью проекта является создание модели методической службы в ДЮСШ «Старт».
Задачи:
- создание адаптированных дополнительных общеобразовательных программ по видам спорта;
- диагностика качества обучения, творческой и аналитической деятельности педагога;
- оказание методической помощи тренерам-преподавателям в проведении занятий;
- помощь педагогам в подготовке аттестации;
- активизация работы по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Методическая работа в ДЮСШ направлена на совершенствование образовательного процесса, программ содержания, форм и методов деятельности секций, профессионального мастерства педагогических работников, оказание помощи педагогам, как своего учреждения, так и других.
Основное назначение методической работы на современном этапе непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей. Для этого необходимо:
- Обеспечение тренеров типовыми программами, на основе которых создаются адаптированные программы по каждому виду спорта.
- Удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников.
- Выявление, оформление и сопровождение педагогического опыта.
- Включение педагогов, тренеров-преподавателей в различные виды деятельности по повышению уровня профессиональной подготовки и формированию у них потребности непрерывного профессионального самосовершенствования.
Направления методической работы:
- Информационно-организационное методическое обеспечение системы ДЮСШ.
- Повышение квалификации педагогических кадров.
- Создание условий для роста педагогического и методического мастерства тренеров.
- Качественная реализация программ дополнительного образования.
- Координация работы методического объединения в ДЮСШ.
- Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения учащихся.
- Консультации специалистов.
- Организация совещаний, семинаров, курсов повышения квалификации.
- Анализ педагогической практики, выявление проблем, нахождение путей их решения.
- Изучение, систематизация, обобщение и распространение педагогического опыта.
Методическое обеспечение как процесс интегрирует в себе такие виды методической деятельности, как методическое руководство, методическая помощь, создание методической продукции, методическое обучение. Методическое обеспечение образовательного процесса в ДЮСШ – это система взаимодействия методиста с педагогическими кадрами (тренерами-преподавателями, психологом, руководителями структурных подразделений, зам. директора по УВР, заместителями директоров и организаторами воспитательной работы школ района) внутри и вне своего учреждения, включая:
- методическое оснащение (программами, методическими разработками, дидактическими пособиями);
- внедрение в практику более эффективных методик, технологий;
- систему информирования, просвещения и обучения кадров;
- совместный анализ качества деятельности и ее результатов.
Предполагаемые результаты:
- становление системы методической работы в ДЮСШ;
- создание информационно-методической базы образовательного процесса;
- совершенствование воспитательной работы;
- повышение профессионализма педагогических кадров МБОУ ДО ДЮСШ «Старт».
Методическая работа на данном этапе развития учреждения направлена на подготовку документации к проведению внешней экспертизы МОУ ДО ДЮСШ «Старт».
Проект «Кадровое обеспечение»
Кадровый потенциал – это механизм реализации всех поставленных целей и задач, изменений в деятельности учреждения дополнительного образования. Только сплоченный коллектив единомышленников способен эффективно выполнить все намеченные планы, поэтому системе работы с педагогическими кадрами в ДЮСШ уделяется большое внимание.
Целью данного проекта является совершенствование системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки, аттестации физкультурно - спортивных кадров ДЮСШ, подготовка спортивного резерва.
Задачи:
- обеспечение ДЮСШ тренерами-преподавателями высокой квалификации;
- повышение квалификации тренерского состава;
- поддержка молодых специалистов;
- создание системы поощрений работникам, добивающихся значительных результатов.
Работа по повышению педагогического мастерства и качества преподавания отдельных видов спорта и профессионального обучения является главным компонентом методической работы в школе.
Основными направлениями деятельности по работе с педагогическими кадрами в ДЮСШ являются:
- стимулирование профессионального роста педагогических кадров;
- организация социально-экономической поддержки и социальной защиты;
- организация мероприятий, способствующих сплочению коллектива ДЮСШ.
Разнообразные формы работы с педагогическим коллективом способствуют более эффективной реализации поставленных задач.
Для повышения квалификации и аттестации педагогических работников ДЮСШ разработан план мероприятий, который включает в себя:
• своевременное прохождение курсов повышения квалификации при ГОАУ ДПО ПК ИРО;
• сотрудничество со специалистами и информационным методическим центром г. Владивостока;
• организация повышения квалификации педагогических кадров путем проведения открытых занятий, проблемных семинаров, творческих мастерских;
• участие в районных, краевых семинарах.
Одной из форм работы с педагогическим коллективом является организация и проведение педагогических советов.
Тематика педагогических советов разрабатывается соответственно цели и задачам учебного года, проблемой, над которой работает педагогический коллектив в данном году. Мы сделали его поисково-познавательным инструментом, с помощью которого педагоги самостоятельно ищут ответы на актуальные вопросы педагогики и методики проведения тренировок и воспитательного процесса, ведут творческий поиск.
Представление опыта тренеров-преподавателей также происходит через различные формы: выставки, конкурсы, смотры методических материалов, публикации и т.д.
Качественным показателем проводимой работы является рост уровня педагогического мастерства.
Тренеры-преподаватели ДЮСШ являются исследователями своей деятельности, умеют анализировать и прогнозировать образовательные результаты, обосновывать избирательные технологии и методики, способны обобщить свой опыт работы и программировать последующую деятельность.
Проект «Материально-техническая база школы»
Эффективность реализации любой образовательной программы зависит во многом и от материально-технической базы, которой располагает учреждение.
Целью проекта является совершенствование материально – технической базы ДЮСШ.
Задачи:
- содержание и ремонт помещений спортивной школы;
- приобретение спортивного оборудования и инвентаря.
В ходе реализации программы:
- будет вовлекаться максимально возможное число детей и подростков в систематические занятия спортом;
- значительно улучшится состояние здоровья детей, включая физическое;
- уменьшится количество правонарушений у детей, имеющих вредные привычки;
- увеличится число детей и подростков, вовлеченных в массовые физкультурно-спортивные мероприятия;
- повысится качество учебно-тренировочных занятий;
- повысится уровень квалификации тренеров-преподавателей;
- улучшится система методической работы школы, а также система взаимодействия (социального партнерства) МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» с различными общественными организациями и другими учреждениями образования;
- значительно пополнится материально-техническая и спортивная база школы.
Всё это и позволит повысить статус школы среди населения, а в частности детей и молодёжи.
Коллектив МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» планирует продолжать работу по решению стратегических задач по следующим направлениям:
- Повышение результативности образовательного процесса:
v совершенствование нормативно-правовой базы ДЮСШ;
v развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности ДЮСШ по реализации общеобразовательных программ;
v создание единого информационного пространства в городе, мониторинг социального заказа на образовательные услуги спортивной школы;
v обеспечение социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки детей, особенно детей «группы риска»;
v поддержка и развитие массовых мероприятий с детьми города и района, формирование единого спортивного календаря массовых мероприятий;
v создание системы повышения профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров ДЮСШ;
v укрепление материально-технической базы ДЮСШ.
- Развитие инфраструктуры и материально-технической базы:
v отработка механизмов сетевого взаимодействия спортивной школы со школами, детскими садами и другими заинтересованными организациями и учреждениями, обеспечивающими привлечение в сферу дополнительного образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
v использование информационно-компьютерных технологий в рамках единого образовательного и информационного пространства города;
v разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования педагогических работников, добившихся высоких результатов в своей работе;
v участие в городских и краевых соревнованиях, конкурсах по профилю деятельности.
10. Управление реализацией программы
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Управление по работе с муниципальными учреждениями образования г. Владивостока.
Руководителем программы является директор МБОУ ДО ДЮСШ «Старт» - Любовь Алексеевна Присекина.
Исполнителем Программы является творческая группа специалистов МБОУ ДО ДЮСШ «Старт».
Осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, позволит улучшить физкультурно-спортивную инфраструктуру города, сохранить рабочие места или создать новые, а также даст реальный шанс изменить состояние здоровья детей и подростков, повысить уровень их физической подготовленности, что, в конечном счете, повлияет на экономическое и нравственное оздоровление общества.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы осуществляется ежегодно в июле - августе.
В целом программа развития МБОУ ДО «ДЮСШ «Старт» в системе дополнительного образования детей остаётся притягательной, как для учащихся самого разного возраста, так и для их родителей, педагогов.
Список используемой литературы:
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. N 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Программы спортивной подготовки для ДЮСШ по видам спорта.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.